Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

О построении архитектурного пространства

Случайность, нарушающая закономерность построения, может рассматриваться как освобождение от излишней регулярности и в то же время она может быть необходимым усложнением, подчеркивая строгость основного решения, глубину художественного образа. В Парфеноне такую роль выполняли курватуры и другие оптические поправки. В храме Ферапонтова монастыря свободное размещение оконных проемов, получив поддержку в расположении фигур стенописи, создает неповторимый  и сложный по глубине восприятия образ.

Контраст рациональных логически ясных форм и иррациональных криволинейных определяет силу воздействия и художественную концепцию многих произведений Ле Корбюзье. Так, например, в Гарвардском институте искусств Корбюзье строит композицию на противопоставлении прямоугольного призматического объема и двух врезающихся в него криволинейных пластических образований. Последовательно развивает традиции Ле Корбюзье архит. Р. Меер. В пристройке к существующему Центру искусств в штате Айова наиболее показателен объем столовой, где прямоугольный объем выразительно сочетается со сложной криволинейной формой.

Возможны в архитектуре предельно сложные построения пространства, где потеряна, казалось бы, какая-либо закономерность. Так, например, в знаменитой часовне в Роншане Ле Корбюзье дошел до полного отрицания логической формы и все же эту, казалось бы, ничем не ограниченную свободу и пластичность внутреннего пространства организовал осью, направив композицию к алтарю. В этом иррациональном пространстве движение человека ориентирует ось, прочерченная на полу и отмеченная прогибом свисающего покрытия. Таким образом, у человека, находящегося в часовне, в процессе изучения иррациональной формы пространства, в поисках закономерности, ось рождает уверенность в обретении порядка. Сложность обретения порядка усиливает эмоциональное воздействие. В этом же ряду можно вспомнить Театр на Таганке, музей в Вильнюсе, где сложность композиции обусловлена градостроительной ситуацией и где лишь присутствие оси определяет возможность раскрытия порядка.

Противопоставление двух композиционных систем следует рассматривать так же как условие возникновения эмоций, а следовательно, как эмоциональный потенциал архитектуры.

Призматоид - многогранник, ограниченный двумя многоугольниками, расположенными в параллельных плоскостях (они являются его основаниями); его боковые грани представляют собой треугольники и трапеции, вершины которых являются и вершинами   многоугольников оснований