Архитектура и скульптура Европы и России XVIII века

Задачи по электротехнике
Развитие русской
технической науки
Основы машиностроительного
черчения
Современные интерьеры
общественных зданий
Cоздание рабочих клубов
Интерьеры  ЦДА
Фрагменты зала с люстрой
Советская архитектура
Интерьеры кинотеатров
Барьеры амфитеатра
Построение зала
Театр
Нужна ли архитектура
театру?
Театр на Таганке в Москве
Новаторский характер интерьера
Брутальный характер архитектуры
Национальный театр в Лондоне
Крупные  вузовские комплексы
Читальный зал
Библиотека
Аудитории
Библиотека в Калифорнии
Испанская архитектура
Монументальность архитектуры
Эмоциональный потенциал
архитектуры
Эмоциональное воздействие архитектуры
Психолог Л. Выгодский
Современные науки о человеке
Художественный языку архитектуры
Пространство — центральная проблема архитектуры
Мировая практика истории архитектуры
Церквь монастыря Ля Туретт
Египетские храмы
Крестово-купольные храмы
Церквь Покрова
Успенский собор
Усадьба Архангельское
Общие виды парка
Об условном развитии
пространства
Художественный образ
Форма основного объема
Средневековая  капелла
Колонный зал Дома Союзов
Капелла Роншан
Вселенский собор
Интерьер  храма Покрова на Нерпи
Тектонические представления
Монументальная  живопись
Кессоны
Ионический  фриз Парфенона 
Нарисованное голубое небо
Триглифы Парфенона
О масштабе и образе
Язык архитектуры
О  компонентах интерьера
Дизайн архитектурной среды
Промышленные выставки
Стиль модерн Ар Нуво
Формирование дизайна
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Форма, материал, цвет
 

Расстановка сил в художественной жизни Европы XVIII в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в XVIII столетии равных им уже не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их за границей. И всё же в это время здесь работали выдающиеся художники. В первой половине XVIII столетия в Италии и странах, находившихся под её влиянием (в Центральной Европе, Германии), наступил новый расцвет искусства барокко.

Искусство Франции

Карта Европы XVIII века

Архитектура

Архитектура Рококо Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715 гг.), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.

Интерьер

Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма

Малый трианон Людовик XV (1715—1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Помпадур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соорудить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обозначало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Работы продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завершены лишь в 1768 г. Иконопись Древнерусское государство, возникшее в IX в., приняло в 988 г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлечённым в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Это искусство, отдалённое от наших дней столетиями, возникло в среде с общественными условиями и мировоззрением, отличными от современных, и обладает особенностями, без знания которых невозможно его полноценно Свойства ортогональных проекций кривой линии Такую линию описывает точка, которая движется по какой-либо образующей прямого кругового конуса, вращающегося   вокруг своей оси так, что путь пройденный точкой по образующей все время равен углу поворота конусавоспринять. Казеиновая темпера Техника живописи различных мастеров

Площадь Людовика XV (площадь Согласия)

Ученики Жака Анжа Габриеля

Жак Жермен Суфло - Церковь Святой Женевьевы (Пантеон)

Джованни Никколо Сервандони - Церковь Сен-Сюльпис

«Говорящая архитектура»

Этьен Луи Булле - Проект Кенотафа Ньютона Карьера Этьена Луи Булле (1728— 1799) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил только ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре» и создал более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы — сферу, конус, куб. Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени.

Архитектор Клод Никола Леду

В поисках простоты. Примитивная хижина

Скульптура

Жан Батист Пигаль

Этьен Морис Фальконе

Жан Антуан Гудон (1741-1828) Жан Антуан Гудон прошёл серьёзную художественную школу: он обучался в академии и стажировался в Риме. Мастер отдал дань традиционным для классицизма античным сюжетам (самой известной стала статуя «Диана», существующая в двух вариантах: 1776 и 1780 гг.), но по-настоящему нашёл себя в жанре портрета. Моделями Гудона были известные общественные деятели: французские писатели и философы — Дени Дидро, Жан Жак Руссо и др.

Живопись

Антуан Ватто (1684—1721)

«Галантные празднества»

«Жиль»

«Вывеска лавки Жерсена»

Франсуа Буше (1703—1770) С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше. Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сиены» Антуана Ватто.

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

«Молитва перед обедом» и «Вернувшаяся с рынка»

«Натюрморт с атрибутами искусств»

Оноре Фрагонар (1732—1806) Жан Оноре Фрагонар, ученик Франсуа Буше и Жана Батиста Симеона Шардена, подобно мастерам рококо, часто обращался к «галантным сиенам», но придавал им совсем другой смысл. Знаменитая композиция «Поцелуй украдкой» (80-е гг.) больше напоминает произведение бытового жанра. Герои ведут себя не по правилам «галантных сиен», давая волю бурным порывам чувств. От этого возникает ощущение стремительно разворачивающегося перед глазами действия.

Жан Батист Грез (1725—1805)

Морис Кантен де Латур(1704—1788)

Юбер Робер (1733—1808)

Луврский музей в Париже

Декоративно-прикладное искусство

Севрский фарфор Во Франции изготовлять фарфоровые изделия начали в конце XVII в., расцвет этого ремесла пришёлся на середину XVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевской мануфактурой в городе Севре. В течение десяти лет (с 1757 по 1767 г.) мануфактуру возглавлял Этьен Морис Фальконе. Он наладил производство изделий из бисквита — особо приготовленного фарфора с матовой поверхностью, который в отличие от обычного не имел блестящего стекловидного покрытия — глазури.

Искусство Италии

Архитектура Позднего Барокко и Неоклассицизма

Алессандро Галилеи - Церковь Сан-Джованни ин Латерано В Риме в XVIII в. строили не так много и оригинально, как раньше. В ансамбле знаменитого фонтана Треви и палаццо Поли (1732—1762 гг., архитектор Никколо Сальви, скульпторы Пьетро Браччи и Джованни Баттиста Маини) большие размеры архитектурных деталей и скульптурного убранства производят впечатление не монументальности, а скорее громоздкости. В этом комплексе уже нет изящества лучших памятников барокко.

Фердинандо Фуга - Церковь Санта-Мария Маджоре

«Тюрьмы» Джованни Баттисты Пиранези

Живопись

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции, но основная часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах. Приходилось ему работать и в Германии, и в Мадриде, где он делал росписи для королевского дворца (там Тьеполо и умер). Его первым учителем живописи был мастер исторической картины Грегорио Лаццарини.

Росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции

Росписи резиденции архиепископа-курфюрста Франконии в г. Вюрцбурге

«Меценат представляет императору Августу свободные искусства»

Портрет

Бытовой жанр Важное место в итальянской живописи XVIII столетия занимал бытовой жанр. На картинах Алессандро Маньяско (1667—1749) изображены занимательные истории, сценки из жизни городской бедноты или персонажей комедии масок — жанра народного итальянского театра. Художник всегда подчёркивал необычность, причудливость происходящего.

Городской пейзаж

Каналетто

Бернардо Беллотто

Франческо Гварди К другому направлению в итальянской ведуте, которое часто называют романтическим, принадлежит творчество венецианского мастера Франческо Гварди (1712 — 1793). Помимо видов центра Венеции он начал писать маленькие улочки и неприметные, неприглядные кварталы.

 

Искусство Англии XVII-XVIII веков

Архитектура В XVII и XVIII столетиях Англия наряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своем развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в других странах. Если XVII в. стал для английской архитектуры эпохой ученичества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень своеобразный архитектурный стиль.

Иниго Джонс (1573-1652)

Кристофер Рен(1632-1723)

Собор Святого Павла

Королевский госпиталь в Гринвиче

Палладианство — это стиль, который был создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. В поисках образцов для своих сооружений английские палладианцы обратились к Италии.

Колин Кемпбелл - Дом в усадьбе Уонстел-хаус

Архитектор Уильям Кент

Пейзажный (английский) парк

Архитектор Джеймс Гиббс (1682—1754) Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682—1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722—1726 гг.). Её фасад, обращённый к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии. Другая значительная постройка Гиббса, библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737—1749 гг.), представляет собой шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окружённое колоннадой из сдвоенных колонн.

Архитектура Неоклассицизма

Уильям Чемберс

Музей Джона Соуна

«Готическое Возрождение»

Джеймс Уайет - Аббатство Фонтхилл Так называемое Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии, располагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760— 1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746— 1813). Как и замок Хораса Уолпола в Строуберри-хилл, Аббатство Фонтхилл было материальным воплощением сооружения, описанного Бекфордом в его фантастическом романе «Батек».

Ложные руины

Живопись До XVIII в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художника — немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис ван Дейк Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи в XVIII столетии. Прежде всего это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр.

Уильям Хогарт (1697-1764)

Серия «Карьера продажной женщины»

Серия «Модный брак»

«Автопортрет»

«Слуги» Композиция относится к позднему периоду творчества Хогарта. Горничные, камердинеры, управляющий расположены строго по кругу.

«Девушка с креветками»

Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

«Сара Сиддонс в виде музы трагедии»

«Девочка с земляникой»

Томас Гейнсборо (1727-1788) «Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

«Супруги Эндрюс»

«Мальчик в голубом»

«Портрет Сары Сиддонс»

«Повозка»

Британский музей в Лондоне Начало этому собранию положил учёный-натуралист, лейб-медик короля Хэнс Слоун (1660— 1753). Свою обширную коллекцию естественнонаучных, этнографических и художественных редкостей, а также великолепную библиотеку (всего около двухсот тысяч экспонатов) он завешал государству. Одновременно правительством была приобретена фамильная коллекция старинных английских рукописей графа Эдварда Харли. В 1753 г. к ним присоединилось собрание исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571—1631).

Пейзаж

Декоративно-прикладное искусство В середине столетия Джозайя Веджвуд (1730— 1795) создал новую технологию производства фаянса. Фаянсовые изделия традиционно считались более грубыми, чем фарфоровые, и ценились дешевле. Но фаянс Веджвуда по тонкости и изяществу соперничал с фарфором. Веджвудские сервизы, расписанные изысканными, нежными по колориту видами английских усадеб с парками, особняками, замками, стали пользоваться огромной популярностью в Европе.

 

Искусство Германии

Архитектура и скульптура

Бальтазар Нейман - Дворец архиепископа-курфюрста Франконии С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687—1753). Самой крупной постройкой Неймана стала резиденция архиепископа-курфюрста Франконии (1719—1744 гг.) в Вюрцбурге, расписанная Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяжённым фасадом — сто шестьдесят семь метров. Чтобы избежать однообразия, Нейман оформил фасад крупными ризалитами.

Маттеус Даниэль Пёппельман - Цвингер

Франсуа Кювилье - Дворец Амалиенбург близ Мюнхена

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф - Замок Шарлоттенбург

Георг Венцеслаус Кнобельслорф - Сан-Суси Для короля Пруссии Фридриха II (1740—1786 гг.) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699— 1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745—1747 гг.), что в переводе с французского означает «без забот». Это вытянутое одноэтажное здание с изящной балюстрадой по карнизу - наиболее удачный пример немецкого рококо.

Фрагменты Сан-Суси

Карл Готхард Лангханс - Бранденбургские ворота

Андреас Шлютер - Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (около 1660—1714). Так, в конном бронзовом памятнике курфюрсту Фридриху Вильгельму II в Берлине (1696—1703 гг.) Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII в.

Живопись XVII—XVIII веков

Адам Эльсхеймер

«Юдифь и Олоферн»

«Отдых Святого Семейства на пути в Египет» События многих произведений Эльсхеймера на библейские сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа. Так, в картине «Кораблекрушение апостола Павла на Мальте» (1600 г.) основная сюжетная линия не очень занимает мастера. Апостола Павла трудно сразу заметить, внимание зрителя переключается на второстепенных персонажей.

Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768)

Антон Рафаэль Менгс

Портреты

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн «Гёте в Кампанье»

Ангелика Кауфман «Автопортрет»

Картинная галерея старых мастеров в Дрездене

Художественно-исторический музей в Вене

Мейсенский фарфор Фарфоровое производство в Мейсене (Саксония) существовало с 1710 г., а позднее оно распространилось в другие города. Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки, и скульптурные группы в традициях рококо.

Искусство России

Архитектура

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века Для того, чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха).

Доменико Трезини (около 1670—1734)

Летний сад. Санкт-Петербург

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

Иван Зарудный - Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)

Дмитрий Ухтомский - Колокольня Троице-Сергиева монастыря В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.).

Дмитрий Ухтомский - Красные ворота в Москве

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

Зимний дворец

Екатерининский (Большой) дворец Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747—1752 гг.), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752—1757 гг.) — загородной резиденции Елизаветы. Оба фасада этого дворца (один обращён к регулярному парку, а другой - к обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания длиной триста шесть метров.

Дворец М. И. Ворониова в Санкт-Петербурге

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века

Александр Кокоринов, Жан Батист Мишель Валлен-Делаллот. Академия художеств в Санкт-Петербурге Русское искусство во второй половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому времени утвердился новый стиль — неоклассицизм.

Академия художеств

Антонио Ринальди

Павильон «Катальная горка»

Китайский дворец

Мраморный дворец Следующая работа Ринальди - Мраморный дворец в Петербурге (1766—1785 гг.), который Екатерина И намеревалась подарить своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Юрии Фельтен - Чесменская церковь

Иван Старов - Таврический дворец

Николай Львов (1751—1803 или 1804)

Джакомо Кваренги (1744—1817)

Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. -1812) Почти одновременно с Кваренги в Петербурге работал другой представитель классицизма, шотландец Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. -1812). Он тоже был страстным поклонником античности и творчества Андреа Палладио. Императрица Екатерина II писала об этом архитекторе: «Большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях. Мы с ним мастерим тут террасу с висячими садами, с купальней внизу и галереей вверху».

Василий Баженов, Винченцо Бренна - Михайловский (Инженерный) замок

Архитектура Москвы второй половины XVIII века

Архитектура Царицыно

Василий Баженов - Дом П. Е. Пашкова

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812) На творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) оказали большое влияние московские архитекторы Д. В. Ухтомский и В. И. Баженов. Казаков в отличие от Баженова много и успешно работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым покровительством. Он строил разные по назначению здания — общественные сооружения и частные дома, императорские дворцы, церкви - преимущественно в стиле классицизма.

Скульптура

Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744)

Памятник Петру I

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком

Федот Иванович Шубин (1740— 1805)

Михаил Козловский - Бдение Александра Македонского Это одно из лучших произведений Козловского. Сидящий юноша склонил голову на левую руку, а в правой держит шар. Так будущий великий полководец испытывал свою волю: стоило ему задремать, как пальцы разжимались, и шар со стуком падал в чашу.

Памятник А. В. Суворову

Феодосии Фёдорович Щедрин (1751 — 1825)

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Живопись

Живопись первой половины XVIII века

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742)

«Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны»

Андрей Матвеев «Портрет супругов» К концу 20-х — 30-м гг. XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739). Проведя более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.

Иван Вишняков «Портрете Сарры Фермор»

Алексей Антропов «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой»

Иван Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» Самым выдающимся представителем исторического жанра в русской живописи XVIII в. был Антон Павлович Лосенко (1737—1773). На его полотнах, как в театральных представлениях, действие происходит на фоне архитектурных декораций, жесты героев нарочитые

Гравюра

Федор Рокотов (1735 или 1736-1808)

«Портрет В. И. Майкова»

«Портрет А. П. Струйской»

«Портрет В. И. Суровцевой» Кажется, что все образы Рокотова, особенно женские («Портрет В. Е. Новосильцевой», 1780 г.; «Портрет В. И. Суровцевой», вторая половина 80-х гг.), похожи друг на друга. Простые лица выражают одновременно гордость, одухотворённость и теплоту.

Иван Фирсов «Юный живописец»

Михаил Шибанов «Празднество свадебного договора»

Дмитрий Левицкий (1735—1822)

«Портрет П. А. Демидова»

«Портрет Г. И. Алымовой» В 1773—1776 гг. Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены в занятия искусством и наукой. Е. И. Нелидова показана живописцем в театральном костюме во время представления.

«Портрет М. А. Дьяковой»

Фёдор Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Владимир Боровиковский (1757-1825) Боровиковский предпочитал камерный портрет и даже портрет в полный рост порой исполнял как камерный. Так, на полотне «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г., второй вариант — начало 10-х гг. XIX в.) императрица изображена не в парадном платье, а в простом голубом капоте с тростью в руке. Капот - женское домашнее платье свободного покроя, род халата. В модели трудно узнать императрицу — перед зрителем обыкновенная пожилая женщина, прогуливающаяся с собачкой. За портрет императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика.

«Портрет М. И. Лопухиной»

«Портрет А. Б. Куракина»

«Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных» В портрете А. И. Безбородко с дочерьми (1803 г.) Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.