Архитектура и скульптура Эйфелева башня Огюст Роден Гюстав Курбе Эдуард Мане Василий Перов Иван Крамской «Тайная вечеря» Иван Айвазовский Шишкин Куинджи Виктор Васнецов Третьяковская галерея Импрессионизм Неоимпрессионизм Постимпрессионизм

Архитектор по образованию Макмердо, учившийся у Рескина в оксфордском классе рисунка и сопровождавший его в поездках по Италии, создает в 1882 г. по совету учителя Гильдию века. Задачей гильдии было объединение художников разного профиля для сближения традиционно не связанных между собой архитектуру, дизайн интерьера, декоративно-прикладное искусство.

Живопись Германии

Адольф фон Менцель. Железная дорога Берлин — Потсдам. 1847г. Государственные музеи, Берлин.

 

Немецкое искусство во второй половине XIX в. развивалось в одном направлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.

Крупнейшим мастером середины XIX столетия был берлинский живописец и график Адольф фон Менцель (1815—1905). Ещё в первой половине века он заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера «История Фридриха Великого» (1839—1842 гг.) замечательны живым чувством исторического быта. Это неудивительно: художник изучал эпоху прусского короля Фридриха II (1740—1786 гг.) с дотошностью учёного-исследователя. Затем внимание фон Менцеля привлекла работа на натуре. Его заинтересовали живые впечатления, движение воздуха и света. В то время живописец создал яркие и цельные образы повседневности («Комната с балконом», 1845 г.; «Железная дорога Берлин — Потсдам», 1847 г.). Фон Менцель - автор первой в искусстве Германии картины на индустриальную тему - полотна «Железопрокатный завод» (1875 г.). Основное отличие немецкого художника от писавших на сходные сюжеты русских передвижников — в точке зрения. Фон Менцель делает здесь своим героем не человека, а машину: в едва освещённом цеху фигуры рабочих в монотонном движении кажутся составными частями огромного механизма. В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли.

Адольф фон Менцель. Железопрокатный завод. Фрагмент. 1875 г. Государственные музеи, Берлин.

Следуя законам рациональности в организации формы, такое формообразование существует практически вне общепринятых художественных канонов и стилей, и его название как "инженерный стиль" можно дать ему лишь с определенной условностью. Для таких кустарно изготовленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, "неприлизанность", угловатость, подчиненность строгой логике функции и конструкции форм. Однако в таких рукотворных "инженерных" формах,  не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и некоторой наивности.