Архитектура и скульптура Эйфелева башня Огюст Роден Гюстав Курбе Эдуард Мане Василий Перов Иван Крамской «Тайная вечеря» Иван Айвазовский Шишкин Куинджи Виктор Васнецов Третьяковская галерея Импрессионизм Неоимпрессионизм Постимпрессионизм

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. В самом большом зале биржи были собраны машины и орудия труда, в других залах демонстрировалась продукция российских мануфактур

Виктор Васнецов (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из заповедной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке провёл детство — среди подлинно русской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священником, а религиозная среда прочно сохраняла традиционные мировоззрение и уклад жизни.

Когда Васнецов учился в Петербурге (сначала в Рисовальной школе, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецову попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует сказки в народном духе — и получается как бы первая репетиция будущих картин.

Однако общее течение современной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил бытовой жанр, и ранние работы Васнецова были именно такими.

Виктор Васнецов. Богоматерь. Фрагмент. 1885—1896гг. Владимирский собор, Киев.

 

Художник выполнил монументальные росписи для круглого зала Исторического музея в Москве (1883-1885 гг.) на тему каменного века и для Владимирского собора в Киеве. Он писал, что «стремился... идти от жизни, от привлекавших меня в ней людей, но одевал их, конечно, в соответствующие одежды. Припоминая волнующие меня образы, я всегда учитывал, что тюрю в канун двадцатого века».


Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Критика и публика встретили эту картину неодобрительно: очень многое было в ней непривычно. К тому же перемена творческого облика Васнецова казалась нелепой причудой. Однако художник уже нашёл свою тему в искусстве и бросать её не собирался. За первой картиной последовали полотна «Алёнушка» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.) и др.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Необычен и смел сам её замысел: показать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы конца XII в. В основе сюжета - неудачный поход князя новгород-северского Игоря Святославича (1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев. Половцы победили, и дерущиеся за мертвечину стервятники не дают забыть о страшной цене, которую заплатило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокойная мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрасный юноша со стрелой в груди как будто спит, почти иконописное лицо его спокойно и сосредоточенно.

Джон Рескин не признавал продукцию массового производства, резко критиковал прошедшие Всемирные выставки в Лондоне и Париже и призывал вернуться к ремеслам. В возрождении ремесел Рескин видел альтернативу ужасающему его фабричному производству, а также возможность повысить эстетическую ценность предметов быта. Он призывал ремесленников и архитекторов вернуться к природным формам, отрицая ценности викторианской культуры и предвосхищая таким образом стиль "Ар нуво"[9, С.14]. Идеализация средневековья Рескина и его последователей привела к появлению готических мотивов в архитектуре и предметном формообразовании. Особое распространение неоготика нашла в сер. XIX в. в Америке.