Искусство первой половины XIX века Западная Европа

Задачи по электротехнике
Развитие русской
технической науки
Основы машиностроительного
черчения
Современные интерьеры
общественных зданий
Cоздание рабочих клубов
Интерьеры  ЦДА
Фрагменты зала с люстрой
Советская архитектура
Интерьеры кинотеатров
Барьеры амфитеатра
Построение зала
Театр
Нужна ли архитектура
театру?
Театр на Таганке в Москве
Новаторский характер интерьера
Брутальный характер архитектуры
Национальный театр в Лондоне
Крупные  вузовские комплексы
Читальный зал
Библиотека
Аудитории
Библиотека в Калифорнии
Испанская архитектура
Монументальность архитектуры
Эмоциональный потенциал
архитектуры
Эмоциональное воздействие архитектуры
Психолог Л. Выгодский
Современные науки о человеке
Художественный языку архитектуры
Пространство — центральная проблема архитектуры
Мировая практика истории архитектуры
Церквь монастыря Ля Туретт
Египетские храмы
Крестово-купольные храмы
Церквь Покрова
Успенский собор
Усадьба Архангельское
Общие виды парка
Об условном развитии
пространства
Художественный образ
Форма основного объема
Средневековая  капелла
Колонный зал Дома Союзов
Капелла Роншан
Вселенский собор
Интерьер  храма Покрова на Нерпи
Тектонические представления
Монументальная  живопись
Кессоны
Ионический  фриз Парфенона 
Нарисованное голубое небо
Триглифы Парфенона
О масштабе и образе
Язык архитектуры
О  компонентах интерьера
Дизайн архитектурной среды
Промышленные выставки
Стиль модерн Ар Нуво
Формирование дизайна
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Форма, материал, цвет
 

Обзор

Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789— 1799 гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество — царство Свободы, Равенства и Братства. Бастилия (построена в 1370— 1382 гг., разрушена в 1789 г.) - средневековая крепость в Париже, с XV в. — королевская тюрьма. Штурм Бастилии восставшим народом 14 июля 1789 г. стал началом Великой Французской революции.

Карта Европы в первой половине XIX века

Искусство Западной Европы

Архитектура В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.

Архитектура эпохи великой Французской Революции

Архитектура Франции эпохи Наполеона I

Архитектура Германии Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX а был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К Л. фон Кленце. Памятники русской архитектуры XVII века Для России XVII столетие началось страшным голодом. Царь Борис распорядился раздавать бедным денежную милостыню, но на неё нечего было купить. Вскоре началась холера, а затем последовали грабежи и разбои

Архитектор Лео фон Кленце

Британский парламент

Скульптура Европейская скульптура в начале XIX в. пережила краткий период расцвета. Но уже в 20-х гг. он сменился упадком и застоем. Господствующим и наиболее плодотворным стилем оставался неоклассицизм. Интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима был повсеместным, обладание прославленными античными шедеврами стало важным вопросом международной политики того времени.

Антонио Канова (1757-1822)

«Эрот» и «Тесей»

«Геракл и Лихас»

«Паолина Боргезе-Бонапарт»

Бертель Торвальдсен (1768 или 1770—1844)

«Ясон»

«Венера с яблоком»

«Меркурий»

«Джордж Гордон Байрон»

Готфрид фон Шадов (1764-1850)

«Гробница графа Александра фон дер Марка»

«Фельдмаршал Г. Л. Блюхер»

«Луиза и Фредерика»

Живопись

Живопись Испании После расцвета в XVII столетии испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными.Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III (1759—1788 гг.) из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть Церкви.

Франсиско Гойя (1746-1828)

«Зонтик» и «Продавец посуды»

Серия «Капричос»

«Одетая маха» и «Обнажённая маха»

«Портрет королевской семьи» и «Портрет Исабели Ковос де Порсель»

Серия «Бедствия войны»

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Цикл росписей «Дома глухого»

Живопись Франции В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры — англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.

Жак Луи Давид (1748 — 1825)

«Клятва Горациев»

«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»

«Смерть Марата»

«Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами»

«Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г.) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.

«Портрет мадам Рекамье»

«Портрет Наполеона»

Антуан Гро (1771—1835) Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, революционных убеждений своего учителя. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

«Эдип и Сфинкс»

Портреты семьи чиновника Филибера Ривьера

«Мучение Святого Симфориона»

«Большая купальщица»

«Одалиска и рабыня»

«Портрет Луизы д'Оссонвиль»

«Источник»

Теодор Жерико (1791-1824)

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

«Раненый кирасир, покидающий поле боя» и «Бег свободных лошадей»

«Плот Медузы» Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память о событии, взволновавшем всю Францию. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель.

«Скачки в Эпсоме»

Эжен Делакруа (1798-1863)

«Данте и Вергилий»

«Хиосская резня»

«Смерть Сарданапала»

«Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)» Искусственное восстановление власти Бурбонов (эпоха Реставрации) не могло не тормозить развития общества. Все жертвы и победы Великой Французской революции и империи оказались напрасными.

«Алжирские женщины в своих покоях»

«Битва при Нанси»

Живопись Германии Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём. Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

Филипп Отто Рунге (1777-1810)

«Портрет детей Хюльзенбек» и «Портрет родителей художника с внуками»

«Шар цветов»

Серия «Времена суток»

Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

«Крест в горах»

«Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу»

«Исполиновы горы»

«Женщина у окна»

«Меловые скалы на острове Рюген»

Назарейцы (1) Новой чертой культурной жизни Европы в XIX в. стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской академии художеств Фридрих Иоганн Овербек (1789—1869) и Франц Пфорр (1788—1812).

Назарейцы (2)

Живопись Бидермецера (1)

Живопись Бидермецера (2)

Государственные музеи Берлина

Живопись Англии

В английской живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако наиболее заметным явлением в те годы оказался пейзаж, который в академической среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр. С одной стороны, стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых сельских ландшафтов, а с другой — природа как мир страстей и бурных переживаний — всё это нашло яркое выражение в творчестве английских художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.

Томас Лоуренс «Портрет леди Э. X. Фицрой»

Уильям Блейк (1757-1827)

«Дитя-радость»

Сюжеты из Библии

«Паоло и Франческа» («Вихрь влюблённых»)

Джон Констебл (1776-1837) Джон Констебл родился и вырос в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Англии. Целые дни он проводил на принадлежавшей его отцу мельнице, которая стояла на реке Стур, а в свободное время рисовал.

«Плотина и мельница в Дедхеме»

«Белая лошадь»

«Телега для сена»

«Стокбай Нейленд»

«Дедхемская долина»

Уильям Тернер (1775-1851) Джозеф Меллорд Уильям Тернер родился в Лондоне. Его отец держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом встреч и разговоров, как традиционная английская пивная. Здесь бывали художники, гравёры и поэты. Отец развешивал на стенах акварели сына для продажи.

«Кораблекрушение»

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы»

«Невольничье судно»

«Дождь, пар и скорость»

«Пожар лондонского Парламента»

Национальная галерея в Лондоне

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на предметы, окружающие человека. В конце XVIII — первой половине XIX в. политические режимы, воззрения, обычаи в Европе приходили и уходили с невиданной прежде быстротой. Столь же стремительно менялись и стили декоративно-прикладного искусства.

Оформление интерьера

Мебель

Парадные спальни

Красное дерево

Мебель мебели рознь

Декоративная бронза

Фарфор Фарфор в стиле ампир похож на изделия из бронзы или камня. Фарфор (от перс. «фегфур») - керамические изделия из глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок - был изобретён в Китае в IV—VI вв. В Европе с XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина), с начала XVIII в. - твёрдый.

Сосуды из цветного и глазурованного стекла

Часы

Ювелирные изделия

ИконописьXVII века Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» (т. е. наукам) отразились на общем характере русской культуры.

Искусство художественного оформления книги в средневековой России играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания. Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения.

Искусство художественного оформления книги в Средневековой России

Миниатюра, заставка, инициал

Миниатюры Изборника Святослава

Миниатюры в Летописном своде

Искусство России

XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просвещённого монарха, надежды на социальные преобразования связывались с сыном Павла — молодым императором Александром I (1801 — 1825 гг.), однако они не оправдались. Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей страны: крепостные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и генералами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие общественные отношения, попытались совершить государственный переворот, названный восстанием декабристов.

Ювелирное искусство

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.

 

«Гривна Владимира Мономаха» Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха».

Советский дизайн Эль Лисицкий