Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Современные интерьеры общественных зданий

Первое и наиболее важное — жесткий отбор средств выразительности и ограничение их. Имеется в виду ограничение разных форм, цвета, разных материалов и систем освещения — сдержанность архитектуры. Второе — принцип сочетания разных форм, основанный на контрастном противопоставлении и выделении одного из ведущих элементов. И наконец, третье,— свобода и гибкость формообразования, позволяющая преодолеть штампы. Поясняя эти положения на примерах, следует несколько подробнее остановиться на вопросах формообразования.

Считая, что план определяет пространство и собственно интерьер, важно понять характерное для Аалто веерное построение плана. Веерный план использовался Аалто для зданий различного назначения — жилых домов, библиотек, аудиторий, церквей и зрительных залов. Таким образом, не тип здания и не технологическая функция, а скорее всего требования болееобщие, отвлеченные,  например нарушение строгой геометрии,— лежат в основе такой формы. Пластичное пространство, естественное выделение его
из внешней среды, с одной стороны, и широкое раскрытие в природу — с другой,  предопределяют теплоту, интимность и своеобразие интерьера. Во всех этих листах художника интересует передача динамики происшествия.

В связи с созданием веерного свободного плана возникает серьезная задача сочетания его с прямоугольной сеткой колонн и строгой геометрией здания в целом. Можно предположить, что противопоставление закономерного и свободного веерного построения в принципе решает вопрос эмоционального воздействия; в конкретной не прорисовке планов Аалто это сочетание сделано не всегда убедительно. Можно было бы предположить, что таковы композиционные принципы автора, что не чертеж, а натура решает в конце концов построение плана. И с этим, вероятно, надо было бы согласиться, если бы не Зал Конгрессов в Хельсинки, где он с большим мастерством преодолел тяжеловесность и жесткость своих более ранних планов. Решая свободный план, он создает систему, где геометрия весьма органично противопоставлена свободе построения. Система радиально расположенных осей и прямая линия фасада определяют геометрию и закономерность построения фронтальной композиции; сложная конфигурация залов и пластичная линия противоположного фасада — свободу, противопоставленную геометрии.

Идея движения человека в пространстве по направлению к залу, смены контрастных, последовательно меняющихся впечатлений, наглядно раскрыты в плане. Низкий вестибюль и прямая лестница, широкое, залитое светом фойе. А дальше опять узкие полутемные переходы к залу. Они создают необходимый контраст при выходе в зал. Этот классический, хорошо известный прием обеспечивает максимум эффекта, но, к сожалению, далеко не всегда используется в современной архитектуре.

Проекции с числовыми отметками В проекциях с числовыми отметками плоскость проекций Пi называют плоскостью нулевого уровня и обозначают П0. Идея этого метода состоит в том, что на плоскость П0 ортогонально проецируют точку и вместе с проекцией точки задают ее расстояние до плоскости   П0